Психологический портрет мальчиков и девочек
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психологический портрет мальчиков и девочек»
Автор: Букина В.И., педагог-психолог МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти.
Цель встречи:
Актуализировать и уточнить знания педагогов о психологических особенностях старшего дошкольного возраста в рамках полоролевого развития.
Планируемый результат:
Формирование представлений и знаний о психологических особенностях формирования личности в рамках полоролевого развития.
Примерный ход проведения
Вводный этап
Психолог:
Воспитание, по своей сути, это управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания закономерности полоролевого развития детей.
Развитие ребенка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика и девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие большие времени с мамой, в будущем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую, по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей.
Во-первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
Во-вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчеркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от нее, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского.
В-третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Все это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: «Как тебе не стыдно плакать», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой», «Это не мужское дело» и т.п., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.
Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «Женского» мира.
Девочки находятся в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.
В каждой культуре есть разные виды поведения, которые произвольно отнесены к мужским или к женским. Это совершенно нормально, если эти случайные категории никоим образом не препятствуют личностям обоих полов свободно развивать свои потенциальные способности и умения. Пока эти произвольные социальные ярлыки «только для мужчин» или «только для женщин» не затрудняют свободное использование талантов, они относятся к доброкачественным или безвредным полоролевым стереотипам.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола.
Основной этап. Практическая часть. Работа с таблицей «Психологический портрет мальчиков и девочек»
Педагоги делятся на две группы. Одна группа работает с психологическим портретом девочек, вторая группа – с психологическим портретом мальчиков. (Зачитываются характерные качества и объясняются примерами).
Психологический портрет мальчиков и девочек
Девочки |
Мальчики |
В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления. Девочек чаще привлекают домашние дела. |
Сфера интереса мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. |
Девочка больше склонна к различной попечительской деятельности: она должна заботиться о ком-то, ухаживать, нянчить, учить, наставлять, зачастую утрачивая чувство меры. |
У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших. |
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собою кукол, украшения, они любят играть в ограниченном пространстве, в уголке. |
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. |
Девочка интуитивно чувствует и понимает назначение вещи, ее пользу в быту, что подчеркивает направленность интересов на сферу человека. |
У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к различным инструментам, орудиям труда, различным устройствам и механизмам. |
Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению. |
Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается с того, что ребёнок лезет смотреть, как она устроена, ещё не испробовав ее в деле. |
Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочки более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят свое место при различных переменах. Они более чувствительны к межличностным отношениям. При этом они довольно самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдаются повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция на ее оценку другими людьми. |
Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной деятельности. |
Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков. |
Мальчики реже апеллируют к взрослым, реже жалуются. |
Девочки склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо». |
Для ребят преклонение перед авторитетом менее характерно. |
Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному. Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Они лучше выполняют задания по шаблонну, те которые им не в новинку, особенно когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской цели задания достаточно высоки. Они, как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент. |
У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Аккуратность или точность оформления нередко не соответствуют требованиям воспитателя, за что ребенок может получить низкую оценку. |
Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. |
Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но при этом менее организованы. |
Далее педагогам предлагается поделиться идеями формирования андрогенной личности в условиях детского сада, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты.
Примечание: андрогенная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций.
Информация для педагогов: при оценке участниками предложенных идей ключевыми вопросами являются:
Реализуема ли ваша идея?
При каких условиях?
В чем польза вашей идеи?
Какие последствия она может иметь?
Хотите ли вы изменений, которые связаны с вашей идеей?
Заключительный этап
Психолог:
На этом наша встреча подходит к своему завершению. И сейчас настал момент, когда нужно попытаться связать воедино все, о чем мы говорили и что делали на протяжении нашей встречи, посвященной формированию полоролевого развития ребенка.
Как Вы помните, начали мы с самого главного – психологический портрет мальчиков и девочек. После чего в фокусе нашего внимания чередовались поведения мальчиков и девочек в тех или иных ситуациях.
Желаю Вам профессионального обновления!
Используемая литература:
Шетинина А.М. Половое развитие детей 5 – 7 лет. М., 2010.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.
Скачать конспект семинара-практикума «Психологический портрет мальчиков и девочек»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев ...