КТД с нравственно-патриотическим содержанием
Коллективное творческое дело с нравственно-патриотическим содержанием
Автор: Быкова Ольга Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Золотое зернышко» с.Нежинка Оренбургского района Оренбургской области.
I этап. Предварительная работа
В связи с праздником Победы в ВОВ разработать и провести КТД в совместной деятельности педагогов, детей, родителей и ветеранов.
Цель КТД:
Расширить представление детей о войне, о событиях, людях.
Задачи, решаемые в процессе коллективной творческой деятельности:
- воспитание у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине; воспитание патриотизма; воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
- развивать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям и формирование у детей любви к Родине в процессе накапливания знаний и представлений об окружающем и общественной жизни страны, жизни людей.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Рассказы близких людей – участников Великой Отечественной войны – в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызвать у него переживания. Замечательный педагог, посвятивший свою жизнь детям, Герой Социалистического Труда, ветеран войны В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал:
«Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего.
… Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины – горя утраты 22 миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам.
… Радость бытия не должна быть безмятежной». Истинную радость можно испытать лишь тогда, когда дети осмыслят цену завоеванного для них счастья.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность патриотических чувств в процессе реализации данной цели и задач.
2. Приобщение детей к истории страны и народа.
3. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках. М.Горький отмечал: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Предварительная работа:
Беседа «Тех дней не смолкнет слава».
Рассматривание иллюстраций и художественных произведений, посвященных событиям ВОВ.
Посещение Нежинского музея «Боевой славы».
Выступление детей на митинге в честь 65-летия Великой Победы. Музыкально-танцевальная композиция «У моей России».
Предложение КТД, который будет проходить в форме концертного выступления и практической деятельности: закладка «Аллеи славы» с ветеранами Шульгой, Обуховым.
Привлечение родителей: выкопать лунки под саженцы.
Обращение за саженцами в лесхоз.
II этап. Коллективное планирование и подготовка КТД
Изготовление пригласительных для ветеранов и приглашение.
Изготовление памятных сувениров – коллективная творческая работа детей старшей группы и руководителя ИЗО.
Разработка сценария военно-патриотической тематики. Разучивание и постановка с детьми: музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной группы.
Оформление музыкального зала для проведения утренника.
Установка мемориального камня памяти.
Подбираются фонограммы марша «Триумф победителей» и матросского танца «Яблочко».
Готовятся красные и желтые ленты – по два одного цвета каждому ребенку; музыкальные инструменты – барабаны, тарелки, бубны, маракасы; цветы – по два для каждой девочки.
Подбираются костюмы: мальчики одеты в морскую форму – белые рубашки, темные шорты, гюйсы, бескозырки; на девочках платья, соответствующие цвету цветка; одна девочка в русском костюме – сарафан, белая блуза, кокошник.
III этап. Проведение КТД
Концерт подготовительной группы для ветеранов «Благодарим, солдаты, Вас!» Действующие лица:
Ведущий, ветеран ВОВ - взрослые. Моряки - дети.
По краям центральной стены натянуты красные ленты. На них прикреплены ордена Великой Отечественной войны I степени и «Победа». В центре – красные цифры «1941-1945», над которыми звездочки салюта. Внизу под ними стоит напольная ваза с цветами. На боковой стене зала оформлена выставка детских рисунков на тему «Нам не нужна война!»
Дети с разноцветными ленточками входят в зал, маршируя под марш «Триумф победителей» (кассета «День Победы»), расходятся через середину по одному и строятся в две шеренги.
Ведущий:
Дорогие гости! Поздравляем всех с великим праздником Днем Победы!
1-й ребенок:
Я знаю от папы, я знаю от деда,
Девятого мая пришла к нам Победа.
Тот день весь советский народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал.
Песня «Праздник веселый» Д. Кабалевского 1-й ребенок:
Что за гром гремит весной
Над родной моей страной?
Сколько радостных огней
В небе вспыхнуло на ней!
2-й ребенок:
Это праздничный салют:
В честь Победы пушки бьют.
Помнит свято наш народ
Сёрок пятый светлый год!
Карельская народная мелодия «Танец с лентами» Ведущий:
К празднику мы приготовили выставку рисунков наших ребят.
Ребенок:
Завтра праздник. И для деда
Я учусь писать: «Победа».
Трудно мне писать пока:
Очень устает рука,
Буквы ровно не встают.
Легче рисовать салют!
Защитил страну мой дед.
3агорайтесь, сто ракет!
Становитесь, буквы, в строй!
Мир принес мне дед-герой.
Празднуем Победу с ним.
Новых войн мы не хотим!
(Показывает всем рисунок).
Песня «Девятое Мая» Т. Чудовой Девочка:
Наступит День Победы
Когда придет весна,
И дедушка достанет
Из шкафа ордена.
Но, как бы ни хотелось
Узнать побольше мне,
Мой дедушка не любит
Рассказов о войне.
1-й ребенок:
Вот был 6ы внук у деда,
Тогда б он рассказал,
Как над Балтийским морем
С фашистом воевал.
2-й ребенок:
Но грустная история
Под Новый год стряслась:
Не Виктор, а Виктория
В семействе родилась.
Девочка:
Мой дед вздыхал и мучился:
Опять не повезло!
У деда трое внучек –
Нет внука, как назло.
На День Победы к дедушке
С цветами я поеду.
Меня назвал Викторией
Дедуля в честь Победы.
Рассказ ветерана
Ветеран рассказывает о Великой Отечественной войне.
1-й ребенок:
Мне дедушка рассказывал
О том, как воевал,
Награды мне показывал
И в праздник надевал.
2-й ребенок:
Мой дедушка был раненым,
А бабушка ждала,
И много горя бабушка
Познала в те года.
3-й ребенок:
Давайте, люди всей России,
Сегодня соберем все силы,
Построим памятник великий
Погибшим в той войне!
Ведущий:
Всем павшим на полях сражений посвящаем мы этот танец и дарим цветы.
«Танец с цветами» под вальс «Прощание с Петербургом» И. Штрауса
Исполняют девочки.
1-й мальчик:
Белая бумага,
Красный карандаш
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж …
2-й мальчик:
Снежная опушка,
Белые снега.
Танковая пушка
Смотрит на врага.
3-й мальчик:
Лица молодые,
Автомат в руке.
Все они живые
На моем листке:
Дедушка у флага,
Рядом – экипаж.
Белая бумага,
Красный карандаш.
Песня «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрасс из к/ф «Трактористы»
Исполняют мальчики.
Девочка:
Бабушка дала мне
Красный лоскуток.
Подарила шелку
Желтенький моток.
Ножницы мы взяли,
Вырезали флаг
И на красном флаге
Написали так:
«Миру – мир!»
Песня «Защитница мира» Е Тиличеевой
Исполняет девочка.
1-й моряк:
В морях и океанах,
От берега вдали,
В дозоре неустанно
Родные корабли.
2-й моряк:
Под знаменем российским,
Под знаменем отцов
Идут, идут отряды
Отважных моряков.
3-й моряк:
Страна гордится ими:
Смелы они, крепки!
Мы вырастем такими,
Как наши моряки!
Матросский танец «Яблочко»
Исполняют мальчики.
Девочка в русском костюме:
Песни русские люблю,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас вам их спою
Голоси заново.
«Военные частушки»
Девочки вместе поют первую и последнюю частушку, остальные исполняют по очереди.
Девочки, беда, беда,
Девочки, война, война.
Надо дом наш защищать,
В Германию фашистов гнать.
Вижу, в море при тумане
Забелелся пароход.
Вижу мальчика в шинели –
Отправляется в поход.
Бей блох, комаров,
Чтобы не кусалися.
Бей по шее всех врагов,
Чтобы не мешалися.
Мой миленький – боец,
А я – санитарочка.
Будем в армии служить –
Отчаянная парочка.
На горе стоит береза,
Под берёзой танки.
Наши парни – партизаны,
А мы – партизанки.
Гитлер ехал на Москву
На машинах-таночках.
А оттуда – из Москвы
На разбитых саночках.
Ой, подруга дорогая,
На границе – тишина.
Сорок пятого, девятого
Окончилась война.
Дорогие ветераны,
Надевайте ордена,
Чтобы мы не забывали
Ваши славные дела!
1-й ребенок:
Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет Победы на год, запирали.
2-й ребенок:
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее.
3-й ребенок:
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
«Марш» С. Прокофьева
Дети играют в оркестре.
Ведущий:
Наступает светлый май,
Поскорей беги, встречай
Бабушек и дедов,
Поздравляй с Победой.
Пожелай им счастья,
Мира и тепла,
Чтоб назло ненастью
Родина цвела!
Дети вручают гостям-ветеранам цветы, поздравительные открытки и сувениры, сделанные своими руками.
Ребенок:
Мы все вместе в День Победы Песни старые поем, И они, как наши деды, Опаленные огнем!
Песня «Катюша» М. Блантера
Дети и гости поют вместе. Песня исполняется в тональности ре-минор.
1-й ребенок:
Пусть солнце нам светит,
Пусть реки текут,
Пусть мамочки наши
Нам булки пекут.
2-й ребенок:
А папы пусть пашут
И сеют зерно...
Землю разрушить
Никому не дано.
Песня «Наследники России» Е. Гомоновой
Посадка «Аллеи славы» в честь 65-летия Победы совместно: дети, ветераны, педагоги и родители.
IV этап. Подведение итогов КТД
Коллективный анализ:
Положительные моменты
- наличие и решение (достижение) комплексных задач обучения, воспитания и развития ребенка;
- соответствие цели КТД концепции педагогической деятельности: «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка»;
- целесообразность чередования видов деятельности, их взаимосвязь;
- рациональное распределение обязанностей, времени; оптимальность темпа, эмоциональность;
- соответствие содержания КТД целям, возрастным, индивидуально-типологическим, интеллектуальным особенностям детей; учет индивидуальных особенностей детей, их эмоциональное состояние;
- развитие интереса и мотивации средствами содержание КТД (новизна, актуальность);
- познавательная активность, творчество и самостоятельность детей (участие в поисковой деятельности, диалоге, совместной деятельности с педагогами, сверстниками, ветеранами, родителями);
- адекватность выбора форм, методов и средств цели образовательной и воспитательной деятельности КТД;
- эффективность и оригинальность КТД;
- целесообразность использования наглядности и предварительной работы;
- соответствие результатов цели КТД;
- на обобщающем занятии дети показали хорошие знания по событиям ВОВ.
Отрицательные моменты
- отсутствие просмотра документально-художественных кадров из-за отсутствия материалов;
- отсутствие технических средств;
- недостаточное привлечение родителей в данной КТД.
V этап. Последействия
Экскурсии к Вечному огню – возложить цветы.
Семейный конкурс рисунков на асфальте: «В каждом рисунке солнце».
Предложить родителям и детям совместно (в том числе с педагогами группы) сходить на митинг в честь 65-летия Победы.
Продолжить работу в том же направлении (нравственно-патриотическое воспитание). Предложить новое КТД: «Край родной – земля Уральская».
Напечатать в средствах массовой информации (в районной или местной газете) о данной КТД.
Продолжить ведение фотоальбома МДОУ Детский сад «Золотое зернышко» по КТД.
Скачать конспект «Коллективное творческое дело с нравственно-патриотическим содержанием»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев ...